ЗВЁЗДОЧКА
научно-просветительская общественная организация г.Ижевск

Анализ архитектурно-планировочной ситуации города Ижевска.

Одобрено АУК УР «Центр по охране объектов культурного наследия» и Союзом архитекторов Удмуртии

Поддержка проекта

Исторический центр Ижевска формировался в соответствии с классической ортогональной сеткой прямых улиц, заложенной архитектором С.Е.Дудиным. Направления сетки заданы плотиной Ижевского пруда (направление запад-восток). Сегодня это направление фиксировано расположением улиц Советская и Ленина. Зона влияния ортогональной сетки распространяется от набережной пруда до ул. Удмуртской и от северных до южных границ города

Ребрендинг Ижевска: от оружия к космосу!

Рельеф территории определял темп распространения застройки города по сетке. На главной высоте города расположена Центральная площадь. Главной улицей стала Пушкинская. Её протяженность от Холмогорова до Чугуевского 4,6 км. На рис.2 представлена рельефная карта Ижевска с увеличенным масштабом по вертикали (разработка ФТИ УрО РАН, В.Н.Милич).

В 1987 году Ленинградским государственным институтом проектирования городов (ЛЕНГИПРОГОР) был разработан План зон охраны памятников истории и культуры г. Ижевска.На плане видно, что все наиболее ценные объекты вписаны в фрагмент ортогональной сетки, ограниченный с севера ул. Кирова, а с юга ул. Ленина. Современный Ижевск существенно раздвинул свои границы застройки, появился урбанистический район Ю-2, но новых культурных доминант на юге города не появилась. Если не считать культовых сооружений типа новой мечети.

Отличительной чертой современной архитектурной ситуации Ижевска является наличие больших транспортных потоков. Главный перекрёсток юга города – пересечение улиц Пушкинской и К.Либкнехта. В настоящий момент этот перекрёсток решен в виде транспортного кольца. Подземные коммуникации не позволяют сделать независимую многоуровневую развязку. Вместе с тем, наличие круглой площадки диаметром в 60 м вынуждает задуматься о её активном использовании в благоустройстве города.

Снова обратимся к карте рельефа города. Кольцо находится в нижней точке протяженного спуска с Центральной площади. Перепад высот 80 м на расстоянии 1,63 км. От кольца начинается крутой подъём по К.Либкнехта в направлении к Удмуртской (перепад высот 40 м на расстоянии 770 м). Таким образом, кольцо хорошо просматривается с дальних расстояний.

Большая зона визуального коридора вдоль прямых улиц создаёт благоприятные условия для размещения на перекрёстке архитектурной доминанты. В Ижевске нет больше площадок подобного масштаба визуального воздействия. Объект высотой в 25 метров в центре транспортного кольца виден в направлении север-юг более чем на 2 км, с запада на восток более полутора километров.

Город застраивается в соответствии с существующими доминантами. Характерный пример в Ижевске: восстановление Михайловского собора после длительного периода его отсутствия привело к тому, что главная доминанта дореволюционного Ижевска сегодня окружена высотной застройкой (прежде всего заводскими корпусами Мотозавода) и закрыта для обзора.

Противоречие с необходимостью обеспечить благоприятные условия обзора водителей транспортных средств решаются освобождением нижней части пространства кольца, т.е. объект должен быть поднят над горизонтом кольца на 8 метров.

Таким образом, Ижевск обладает уникальной возможностью малыми средствами создать новую архитектурную доминанту, которая задаст образ всей южной части города.

Ребрендинг Ижевска.

Юг города расположен между двумя оружейными заводами Ижевска: Ижмашем и Ижевским механическим заводом. Появление на полпути между заводами арт-объекта может добавить новую грань в облик города, способствовать переносу акцента с негативной функции оружия на позитивные аспекты достижений мастеровых людей. Продукция для космических исследований создавалась на тех же заводах оборонного комплекса.

Размеры арт-объекта.

Площадка транспортного кольца по условиям эксплуатации закрыта для людей. Поэтому объект должен иметь размеры достаточные для ясного восприятия с дальних расстояний. По отношению к размеру человека объект должен быть больше на порядок, т.е. в 10 раз. Средний рост человека составляет 174 см. Предлагаемый глобус Луны имеет диаметр 17,4 м.

Композиционно арт-объект должен восприниматься как целостная структура с кругом транспортного кольца. Диаметр круга 60 м. Высота подъёма шара Луны составляет 8 м. Четыре опоры образуют рёбра четырёхугольной пирамиды, вписанной в круг основания транспортного кольца.

Шар легко читается с дальнего расстояния. Вблизи различимы детали рельефной поверхности глобуса. Опоры выполнены в стилистике лунных посадочных модулей.

Четыре опоры задают крест: пересечение главных магистралей. Объект визуально открыт для сквозного прохода. Триумфальная арка на 4 стороны. Арка, через которую только смотрят, как Триумфальная арка в Москве на Кутузовском проспекте.

Новые функции городской доминанты.

Классический город формируется за счет наличия доминант. Традиционные визуальные доминанты создают систему ориентиров в городе, задавая пространству и обществу четкую систему координат. Но возросшая мобильность горожан приводит к ситуации, когда транспортные потоки становятся неотъемлемым и постоянным элементом городской среды. Как реки в природе. Существенное отличие в том, что человек не только наблюдает эти потоки со стороны, но и сам находится внутри их. Поэтому возникает новое требование к динамическому восприятию городских ориентиров: они должны обладать композиционной целостностью при быстрой смене ракурса обзора. Как следствие появляется тенденция к предельно симметричным объектам с осью вращения. Сравните высотное здание МИД в Москве с явно заданной фронтальной ориентацией и здание-яйцо Нормана Фостера в Лондоне.

Объект Луна не только обладает круговой симметрией, но и придаёт символическое значение всему транспортному потоку. Лишь два десятка астонавтов видели своими глазами обратную сторону Луны. В Ижевске её может видеть каждый.

Аналоги и масштабы.

На сегодняшний день крупнейшим в мире глобусом Земли остаётся арт-объект Юнисфера (Unisphere) в Нью-Йорке, построенный в 1964 году. Эта дорогая конструкция из нержавеющей стали имеет диаметр 37 метров и расположена в фонтане диаметром в 90 метров. Глобус был построен на деньги сталелитейной корпорации, в разработке и изготовлении глобуса принимала участие компания по проектирования мостов. После сборки и установки самый большой глобус мира был передан, как подарок, Нью-Йорку и всем его жителям.

Юнисфера (Unisphere) диаметр 37 метров. Масштаб глобуса Земли в Нью-Йорке 1:344 000 Планета Земля диаметр 12742 км Радиус Луны 1737 км. Диаметр объекта Луна 17.4 м. Масштаб глобуса Луны в Ижевске 1:200 000! Диаметр фонтана в Нью-Йорке 90 м Диаметр транспортного кольца в Ижевске 60 м

Объект Луна в Ижевске станет самым крупномасштабным глобусом в мире.

Сергей ПАХОМОВ.

Вернуться к проекту.